Путин рассказал о реализации прорывных идей российской науки: постоянно идем вперед

По его мнению, наука не должна быть сосредоточена в каком-то отдельном институте или регионе России.

«Мы должны стремиться к тому, чтобы по всей России формировались «точки притяжения» людей, которые увлечены идеей технологического прорыва — наших молодых исследователей, ученых с мировым именем из других стран, в том числе наших соотечественников», — цитирует Путина РИА «Новости».

Он также выразил надежду, что Курчатовский институт и РАН добьются научных прорывов.

«Будем создавать сильные научные центры, в том числе в области информационной, цифровой экономики, гуманитарных наук, медицины и сельского хозяйства, по другим направлениям и дисциплинам», — сказал Путин.

Путин призвал применять оборонные технологии не только в военной области.

«Сегодня нам нужно обеспечить использование передовых оборонных технологий в высокотехнологичных отраслях производства так же, как и энергия атома стала применяться в мирных целях: создание энергостанций, ледоходного флота и так далее», — заявил президент.

По словам Путина, РФ может решать технологические задачи самого высокого уровня.

«Очевидно, что роль науки в национальном развитии без преувеличения становится определяющей, у нас есть возможности для того, чтобы решать исследовательские, конструкторские, технологические задачи самого высокого уровня», — сообщил он.

Прогресс необходимо использовать для роста эффективности экономики, заявил Путин.

«Добиться настоящего прорыва, использовать технологический прогресс для повышения благополучия людей, для освоения наших огромных территорий, для роста эффективности экономики, промышленности, сельского хозяйства», — сказал российский лидер.

Глава государства назвал направления, в которых российским ученым важно добиться хорошего результата.

«Существующие и создаваемые заделы в фундаментальных исследованиях помогут выйти на новые горизонты в изучении нашей планеты, ближнего и дальнего космоса, истории возникновения Вселенной, — отметил Путин, добавив, что ученые могут и должны добиться знаковых результатов по этим «важнейшим для всей цивилизации направлениям».

Кроме того, по мнению Путина, Россия должна укреплять лидерство в математике.

«В этой дисциплине мы всегда были лидерами. Свои позиции нужно и дальше укреплять, усиливать», — подчеркнул он, отметив, что предстоит сделать «кардинальный шаг вперед в области геномных исследований».

По словам главы государства, очень важно «выйти на новый уровень развития конвергентных, природоподобных технологий».

«По сути речь идет о широких междисциплинарных исследованиях на стыке математики, физики, биологии, информационных, когнитивных и других наук», — заявил Путин.

Он также рассказал, что нужно предпринять для технологического бума.

«Необходимо создавать дополнительные стимулы для вложения бизнеса в исследования и разработки, для деятельности крупных и малых высокотехнологичных компаний. Словом, создать такой инвестиционный климат, чтобы запустить настоящий технологический «бум», — подчеркнул Путин.

Президент рассказал о том, что поддерживает реализацию меганаучных проектов на Дальнем Востоке.

«Продолжить развитие в России установок класса мегасайнс («меганаука», mega-science — ред.). Уже говорил о создании таких установок в подмосковном Протвино и Новосибирском Академгородке», — рассказал Путин, добавив, что поддерживает предложение о формировании передовой инфраструктуры подобного рода и во Владивостоке.

«Поддерживаю это предложение и будем его реализовывать», — сказал он.

Путин рассказал, как разрабатывалось уникальное российское оружие, представленное 1 марта в ходе своего ежегодного послания Федеральному собранию.

«В их создании приняли участие десятки предприятий, конструкторских бюро, научных центров. Среди них и Курчатовский институт, и академические организации», — сказал он.

По словам Путина, подобным оружием сегодня не располагает ни одна страна в мире.

Президент оценил вклад российских ученых в обеспечение мировой безопасности.

«Благодаря достигнутому паритету внесли неоценимый вклад в обеспечение безопасности всего мира, всего человечества. Важно, что мы не только сохраняем уникальные компетенции, а постоянно идем вперед», — подчеркнул Путин.

Он попросил академиков сообщать ему о трудностях и возможных угрозах при рассмотрении законопроекта о правовом статусе РАН в Госдуме.

«Но нужно, конечно, подумать на тему о том, как реализовывать эту норму закона. Это понятно. А если, вы увидите какую-то угрозу в ходе обсуждения закона в Государственной думе, давайте нам знать напрямую», — попросил Путин.

Президент рассказал о влиянии новых открытий на развитие систем искусственного интеллекта. Для этого, по его мнению, важно использовать принципы и процессы, которые происходят в живой природе.

Путин считает, что Российская Федерация должна в ближайшее время реализовать в науке национальный проект, сопоставимый по масштабу и историческому значению с атомным и космическим.

«В ближайшие годы в науке мы должны реализовать национальный проект, который по своему масштабу, историческому значению для страны должен быть сопоставим с атомным и космическим проектами», — сказал он.

В свою очередь, глава РАН Александр Сергеев сообщил, что глава государства поддержал идею строительства синхротронного комплекса во Владивостоке.

«Президент поддержал идею строительства синхротронного комплекса во Владивостоке», — сообщил Сергеев.

Синхротронное излучение — один из самых востребованных инструментов для целого ряда фундаментальных и прикладных научных исследований в области физики, биологии, медицины, химии. Источники синхротронного излучения дают возможность изучать материю на атомарном уровне. Сейчас на Земле действует порядка 40 источников синхротронного излучения, разрабатывается и строится более 10 новых установок.

В 1999 году в Курчатовском институте ввели в эксплуатацию первый со времен распада СССР источник синхротронного излучения.

10 апреля Владимир Путин посетил Курчатовский институт, где встретился с руководством РАН и НИЦ «Курчатовский институт».