Нейтронная томография раскрыла всю подноготную метеорита Сеймчан

Как стало известно «МК», исследование проводилось ведущими специалистами лаборатории — старшим научным сотрудником лаборатории Сергеем Кичановым и доктором физико-математических наук Денисом Козленко совместно с лабораторией академика Красавина (именно она предоставила для исследования редкую находку из собственной коллекции). «Бережное» изучение метеорита стало возможным благодаря специальной установке института — высокопоточному реактору на быстрых нейтронах ИБР-2. Раньше, чтобы исследовать внутреннее строение метеоритов, в них делали много распилов, которые изучались под микроскопом, но нейтронная установка позволила получить уникальные данные по внутренней структуре метеорита, не повреждая его. В частности, ученые выяснили его состав: содержание в нем железа и то, как оно расположено между зернами минералов.

— Нам достался большой фрагмент метеорита: в нем есть и минералы (оливин), и вкрапления металла — железно-никелевого сплава, — рассказывает Кичанов. — Мы можем получить трехмерную модель ценного объекта, а потом вернуть его обратно в хранилище, не разрушая.

Как говорят специалисты, железно-каменные метеориты — это очень редкий тип «космических пришельцев»: во всем мире их было обнаружено всего 62. Сам же метеорит Сеймчан был обнаружен в 1967 году советскими геологами возле одноименного поселения в Магаданской области и для зарубежных ученых до сих пор является объектом зависти: его подробно исследовали только советские эксперты. Результаты подмосковных специалистов будут для иностранцев настоящим сокровищем, как и для астрофизиков, разрабатывающих новые модели формирования метеоритов.